Як-9 -> Фронтовой истребитель
Як-9 - это третий по счету после Як-1 и Як-7
основной тип истребителя семейства "Як" периода Великой Отечественной
войны. С конструктивной точки зрения он представлял собой дальнейшее
развитие Як-7. Мало отличаясь от него по внешнему виду, Як-9 в то же время
был во всех отношениях более совершенным. Это естественно, поскольку при
создании этого самолета был учтен почти двухгодичный опыт производства и
боевого применения Як-7 и имелась возможность более широкого применения
дюралюминия, в котором страна испытывала уже не такие большие затруднения,
как в начале войны. Использование металла позволило, в частности,
существенно уменьшить массу конструкции, а выигрыш использовать либо для
увеличения запаса горючего, либо для оснащения самолета более мощным
вооружением и более разнообразным спецоборудованием. Як-9 был
самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой Отечественной
войны. В середине 1944 г. самолетов Як-9, Як-9Т и Як-9Д в сумме было
больше всех других находившихся на вооружении истребителей вместе взятых и
они в большой мере заменили Як-1 и Як-7Б на основных фронтах. Выпуск Як-9
на заводе N153 достигал 20 самолетов в день. Як-9 выпускался на
трех крупных заводах (NN 153, 166, 82), принимал участие во всех операциях
Советской Армии, начиная со Сталинградской битвы. Это один из последних и
один из лучших винтомоторных истребителей второй мировой войны. Все его
модификации обладали отличными летно-тактическими характеристиками, не
имели значительных конструктивных или эксплуатационных дефектов,
приводящих к авариям . Главной особенностью Як-9 являлась его
способность модифицироваться в самые разнообразные по назначению и по
боевому применению типы самолетов, включая фронтовой истребитель с обычным
и тяжелым вооружением, истребитель дальнего сопровождения,
истребитель-бомбардировщик, истребитель-фоторазведчик, высотный
истребитель-перехватчик, двухместный невооруженный пассажирский самолет
специального назначения, двухместный учебно-тренировочный и вывозной
истребитель. Як-9 имел 22 основных модификации, из которых 15
строились серийно. На Як-9 устанавливались пять различных новых и
модифицированных типов двигателей, шесть вариантов числа и объема
бензобаков, семь вариантов вооружения и два варианта спецоборудования.
Кроме того, у Як-9 было две существенно отличавшихся разновидности крыла:
смешанной и цельнометаллической конструкций. Все модификации Як-9, кроме
исходной конструкции, имели специальные индексы. Як-9 серийно
выпускался шесть лет - с октября 1942 г. по декабрь 1948 г. Всего
построено 16769 самолетов. Первым серийным самолетом стал
Як-9 с двигателем М-105ПФ.
Як-9 с двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-61П являлся фронтовым
истребителем. Он представлял собой серийный самолет, прототипом для
которого послужил облегченный вариант самолета Як-7ДИ. От последнего Як-9
имел ряд отличий, основные из которых следующие: запас горючего и число
бензобаков уменьшены соответственно с 500 кг и четырех баков до 320 кг и
двух баков (на Як-7ДИ в облегченном варианте два консольных бака не
заливались, на серийных Як-9 они отсутствовали); запас масла уменьшен с 50
до 26...30 кг; сняты бомбодержатели для наружной подвески бомб.
Вооружение Як-9 было аналогично Як-7ДИ - одна моторпушка ШВАК с
боезапасом 120 снарядов и один (левый) синхроний пулемет УБС с боезапасом
200 патронов. Полетная масса по сравнению с облегченным вариантом Як-7ДИ
увеличилась до 2870...2875 кг, что объяснялось в основном более низкой
культурой производства и менее жестким массовым контролем на серийных
заводах по сравнению с опытным производством ОКБ А.С.Яковлева.
Як-9 был очень маневренным как в вертикальной, так и в горизонтальной
плоскостях, легким и приятным в управлении. Он имел значительное
преимущество в воздухе перед другими отечественными истребителями и
истребителями противника. Например, в бою на вертикалях Як-9 заходил в
хвост Me-109F после первого же боевого разворота, а в бою на горизонталях
- после 3...4 витков виража. Як-9 М-105ПФ выпускали два завода:
N153 - с октября 1942 г. по февраль 1943 г. (с 1-й по 3-ю серию, последний
самолет - N03-51), всего 195 самолетов; и N 166-с января по август 1943 г.
(с 1-й по 6-ю серию), всего 264 самолета. Таким образом, в общей сложности
построено 459 самолетов Як-9 М-105ПФ. Впервые в боевых
действиях Як-9 принял участие во время советского контрнаступления под
Сталинградом во второй поло- вине декабря 1942 г. В июне 1943
г. в районе Курска на серийных самолетах Як-9 из-за неосвоенности
технологии производства имело место несколько случаев отрыва деревянной
обшивки от каркаса крыла в полете. Этот дефект устранялся по мере его
появления бригадами ОКБ и серийных заводов непосредственно в строевых
частях. В мае 1944 г. на Як-9М и последующих модификациях этот дефект был
окончательно устранен.
|
|
Тактико-технические характеристики:
|
|
Год принятия на вооружение
|
- 1942
|
Размах крыла, м
|
- 9.74
|
Длина, м
|
- 8.50
|
Высота, м
|
- 3.00
|
Площадь крыла, м2
|
- 17.15
|
Масса, кг
|
|
- пустого самолета
|
- 2277
|
- нормальная взлетная
|
- 2873
|
Тип двигателя
|
- 1 ПД Климов ВК-105ПФ
|
Мощность, л.с.
|
1 х 1180
|
Максимальная скорость , км/ч
|
|
- у земли
|
- 520
|
- на высоте
|
- 599
|
Практическая дальность, км
|
- 875
|
Максимальная скороподъемность, м/мин
|
- 820
|
Практический потолок, м
|
- 11100
|
Экипаж
|
- 1
|
Вооружение:
|
 1x20-мм мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов и
 1x(левый) синхроннный 12.7-мм пулемет УБС с боезапасом 200 патронов
|
|